Трактат Сунь Жучэна (孫如忠) - яркого представителя алхимического направления средневекового даосизма - «Истинная передача Золотой пилюли» («Цзиньдань чжэньчуань» 金丹真傳) составлен в начале XVII в., предисловие датируется 1616 (1615 г.), хотя сами принципы и этапы восхождения к состоянию бессмертия относят к значительно более раннему периоду. Скорее всего, сама теория, изложенная здесь, датируется XIV в. По ряду версий, текст приписывается известному магу и алхимику Чжан Саньфэну, автору известного трактата «Древо без корней» («Угэн шу»). Хотя подтвердить или опровергнуть это сложно, текст действительно передает теорию и практику, изложенную у в "Древе без корней" и очевидно, что тексты принадлежат к единому направлению даосизма.

Это классический текст мистического даосизма, написанный «алхимической тайнописью», которая требует интерпретации практически в каждой своей строке, и это привело к появлению многочисленных комментариев. По сути, здесь изложено целостное учение о поэтапном достижении бессмертия.

Интересно, что перед короткими ритмизированными текстами об этапах достижения бессмертия и получения "чудесной пилюли" идет изящно литературно написанное предисловие, раскрывающее все этапы того, как сам Сун Жучэн получил это учение. Такое свободное изложение - редкость для даосских алхимических трудов и в известной степени повторяет традицию древнего мастера Гэ Хуна (283—343)

Перевод выполнен по тексту, приводимому в компендиуме даосских трудов «Хранилище Дао» («Дао цзан»,) по изданию «Даоцзан цзиньхуа» («Лучшие избранные тексты из Хранилища Дао»), серия 2, т. 7


Сунь Жучэн. Истинная передача Золотой пилюли

Предисловие

Я записал «Истинную передачу Золотой пилюли», развивая труды моего отца-наставника. Моим учителем был мой отец, а поэтому я зову его здесь отцом-наставником. В течение нескольких поколений семья отца-наставника жила в уезде Дэнхуан [что в провинции Шаньдун]. Он родился в семнадцатый год правления Хунчжи (1505 г.) года цзя-цзы по шестидесятеричному календарю. Со своих молодых лет он был устремлен к пути-Дао и неоднократно посещал знаменитые горы . Он практиковал дыхательные упражнения и регулировал циркуляцию ци. Еще будучи молодым, он получил методы господина Цин Ехэ «сбережение центра», «собирание лекарственного средства», «формирование зародыша» и «проявление духов». Затем он встретился с наставником Ван Юньгу и воспринял его учение о «зародышевом дыхании», «сокровенных вратах», «объемлить Единое» и о «недеянии». В конце концов, вместе с Ли Чохаем он стал искать пилюлю бессмертия. Он провел в отшельничестве более года и подошел к состоянию окончательного Постижения. Непосредственно перед тем, как достичь Дао, он явственно источал свет, словно горящая свеча. Чохай решил, что путь-Дао уже достигнут, однако отец-наставник почувствовал, что это еще не проявление духа ян даосского последователя может.

И он отправился в шестилетние странствия, пока не повстречал наставника Дао мастера Ши Гу, что был «истинным человеком» и который поведал устные формулы «Огня и Воды золотого тигля», «нефритового эликсира, что очищает тебя» и «золотой эликсира, что очищает тело». После этого он вернулся в хижину Чохая и вновь устроил там зал для уединения. Он не жалел усилий в своих занятиях, но так не достиг очевидных успехов . Он с досадой осознал, что не достичь ему своей цели, и пускай находится он от нее всего лишь на расстоянии толщины бумажного листа, но это то же самое, что оказаться от цели на расстоянии тысяч гор.

Однажды мастер Ань пришел к нему, опираясь на свой посох. Тело его уже иссохло, но дух его по-прежнему был крепок. Он сказал отцу-наставнику: «Что за жалость, господин — вы столь упорны в своих упражнениях, но даже в самом конце вам так и не достигли успеха». Отец-наставник был поражен сказанным и спросил: «Что представляет собой великое Дао, которое превосходит и жизнь и смерть?» Мастер Ань медленно произнес: «Это — возогнанная пилюля золотого эликсира. И нет другого способа для того, чтобы стать бессмертным или буддой. Но прежде ты должен прежде овладеть способами «истинного инь и истинного ян», «истинного свинца и истинной ртути», а также «идти против того, что обычно приносит достижение, и следовать тому, что приносит утраты». Лишь после этого можно говорить о Дао «девяти возгонок золотой пилюли» и «возвращения пилюли».

Тогда отец-наставник обратился к нему с просьбой открыть ему эти способы, а мастер Ань ответил: «Если бы существа не были бы разделены на инь и ян, как же они тогда могли бы производить потомство»? Когда курица сносит яйцо сама по себе, то цыпленок из него не вылупится. В своей природе я несу начало ян снаружи и инь внутри, что представляет собой триграмму ли 离, которая соответствует ртути. Если же мне не удастся получить истинный свинец от своей партнерши и направить его вверх, чтобы объединить их с моей ртутью, как же я смогу сформировать сокровенный зародыш и стать бессмертным или буддой? Противоположный пол по своей природе несет инь снаружи и ян внутри, что соответствует триграмме кань 坎 и свинцу. Если же ей не удастся получить истинную ртуть и, направив ее вниз, объединить со свинцом, как же сможет она сформировать земной зародыш и дать начало сыновьям и дочерям? Поэтому, «следование» — это то, что характеризует обычных людей, развитие в противоположном направлении — это то, что ведет к формированию пилюли[1]. Воистину — это верный способ! Каноны пестования пилюли именно так объясняют это. Пилюля формируется в спальных покоях, но это не имеет ничего общего с совокуплением с женщиной ради того, чтобы набраться от нее сил . Каждая семья обладает этим, помимо собственного тела есть для этого исходные материалы или тигель и печь».

Он также рассказывал о «киноварно-красном уезде», «сокровенной волости», «внешней защите», «сокровенной земле», «сотоварищах», «желтой матушке» и о многом другом. Однако отец-наставник не уловил смысла всего этого.

Он вспоминал, как однажды отправился в горы Хуашань [в провинции Шэньси], где повстречал странствующего монаха, который был искушен в предсказаниях, и спросил у него: «Когда же я повстречаю истинного наставника и получу от него наставления в Дао?». Монах же ответил: «Твой наставник — учитель Ань». Он три раза вопрошал вновь и три раза получал прежний ответ. Затем же предсказатель добавил: «Наставнику легко находить учеников, но ученику очень сложно найти наставника». Сегодня же вместе с приходом наставника Аня, эти предсказания воплотились в реальность.

После этого он и Чохай со всем уважением и искренностью решились принять тайную передачу. Наставник сказал: «Прекрасно! Если вы научитесь доверять и в жизни, и в смерти, я ничего не скрою от вас и поведаю вам о девяти этапах достижения бессмертия.

Первый этап — это «создание основы», второй этап — «получение Средства», третий этап — «формирование пилюли», четвертый — «упражнение себя[2]» , пятый — «возгонка пилюли», шестой — «взращивание», седьмой — «достижение состояние бессмертного», восьмой — «достижение священной жемчужины», девятый — «Вознесение к Небесному нефритовому пруду бессмертных».

Первые три этапа позволят вам стать бессмертными в человеческом теле. Последующие три этапа позволят вам стать земными бессмертными, наконец, последние три этапа приведут вас к состоянию небесного бессмертного». Он объяснил общий смысл «трех этапов» и «трех застав», а также открыл секрет «трех уровней бессмертия». [Он также поведал] о «трех цитрах», «девяти мечах», о методе «девяти возгонок». Поэтому в результате все это зовется «пилюлей бессмертия девяти возгонок». Однако если не пройти до конца этапа «создания основы», нельзя переходить к этапу «получения чудесного средства». И если ты не завершил до конца этапа «упражнение себя», ты не сможешь «возогнать пилюлю». И если твои занятия не доведены до конца, то не достичь тебе «сокровенной жемчужины». Шаг за шагом он объяснил все и дал наставления в «средстве пилюли», «времени возжигания огня» «мерах для линий гексаграмм», «старый и молодой», «то всплывать, то погружаться».

Отец-наставник после этого внезапно достиг абсолютного понимания и вместе с Чохаем исполнил все необходимые ритуалы для учеников и принял обеты в следовании этому делу. Он сравнил слова [наставника Аня] с канонами пестования пилюли и понял, что они в них ни малейших несовпадений. После этого он быстро достиг совершенства в методах «дворца пилюли», «каналов», «тигра и дракона», «цитры и меча». Поклонившись наставнику Аню в качестве своего учителя, он вошел в его покои. Чохай же волновался по поводу недостатка материалов для пилюли, поэтому привел своего друга Дао Сюаньчэнь-цзы, дабы тот помогал ему при необходимости. Через пять месяцев его облик изменился, через девять месяцев он достиг получения средства, а через два года его усилия по «упражнению себя», «возгонке пилюли» и «взращиванию» были завершены. После этого наставник попрощавшись, покинул их.

Отец-наставник оставался в состоянии чистоты и покоя в течение двадцати лет, так и не повстречав людей, близких ему по духу. Когда ему исполнилось шестьдесят лет, он пришел в Луань и там имел большой успех, использовав первый этап своих практик для излечения смертельных болезней. Поэтому он был задержан местными чиновниками и ему запрещено было покидать местность. Когда ему исполнилось шестьдесят восемь лет у него не было другого пути, как взять мою матушку в жены, а когда ему исполнилось семьдесят лет, они зачали меня. В возрасте семидесяти трех лет он дал начало моему младшему брату, а а восемьдесят восемь — моей младшей сестре. Однако из-за того, что он лишь просто вбирал в себя ци Посленебесного и не мог получить другого внешнего восполнения, ему так и не удалось достичь «Великого средства».

Но мог ли он допустить, чтобы этот путь-Дао сгинул в неизвестности? Поэтому он призвал меня и сказал: «Этот Путь может быть передан только от отца к сыну, ибо беспокоюсь я, чтобы не попал он не в те руки. Сейчас же ты, сын мой, являешься добрым материалом, и я не могу позволить, чтобы этот Путь исчез». Он распорядился, чтобы были сделаны приготовления в благоприятный день, воскурены благовония, а молитвы вознесены духам. Затем он полностью передал мне Искусство. Каждый раз, когда он рассказывал мне очередную часть, он ронял и утерял слезы, поскольку понимал, что сам он так и не смог достичь этого. Затем он сказал мне: «Будет ли судьба наших отношений такова, как между мной и наставником Анем?» Я же чувствовал так, будто только что получил аудиенцию у самого Чжоу-гуна.

Я поговорил со старым Шэн Аньбаем, и он представил меня столичным чиновникам Чжи Юэхэ и Цзан Хэнвану, которые могли бы помочь мне в случае необходимости. За счет небольших усилий были изготовлены тигель и курильница, цитра и меч. Еще до того, как мои упражнения продолжались слишком долго, мой внешний вид внезапно изменился и дух мой шаг за шагом начал просветляться. Паря в ликовании, я испытал радость преодоления мирской пыли.

Когда отец-наставник достиг возраста 106 лет, он утомился от хаоса, что царил в стране и пожелал преодолеть мирскую реальность. Но я вместе со своим братом и сестрой просили его побыть еще с нами, и он оставался здесь еще в течение нескольких месяцев. Затем он призвал меня к себе и открыл некоторые тонкости учения, попросив следовать этому со всей решительностью. Вздохнув, он сказал: «Сегодня я покидаю тебя, отправляясь в долгое путешествие. Ту мечту, которую мне так и не удалось осуществить, я доверяю тебе. Это искусство нельзя бездумно передавать другим. Возможно ли, что твоя жизнь превзойдет житие бессмертных древности? Ты должен поучиться у Пиншу, который трижды переживал небесный позор».

После этого он покинул наш мир. В момент своей смерти он сидел в созерцании на небольшом помосте, и белое ци появилось прямо над его головой. Сияние этого устремилось вверх и удивительные ароматы распространились вокруг. Местные чиновники и простолюдины все были поражены этим и выразили свое глубочайшее уважение.

Я же закрыл двери своего дома и провел в трауре три года. Но я не хотел, чтобы учение моего отца-наставника оставалось замкнутым лишь в провинциях Аньхой и Хэбэй, поэтому я отправился на север в столицу [Пекин] и повсюду искал последователей. Я повстречал пять или шесть учеников, которые хотели через следование Дао достичь физического здоровья, но добившись в этом успеха, они покидали меня в поисках славы и удачи. В конце концов, не осталось ни одного, кто посвятил бы себя искусству достижения бессмертия.

Я пришел в Кайфэн в год жэнь-цзы (1522) и в книжной лавке увидел трактат «Юйдин цзуньшу». Я решил выяснить, кто автор этого трактата и узнал, что его написал некий Ли Цююй. Позже мне посчастливилось повстречаться с ним в управе Фань Ши, но так как встреча наша состоялась без предварительного знакомства, он с недоверием отстранился меня. Я поклонился ему и спросил: — Существуют ли три различных уровня бессмертных? — Да, они существуют. Первый — это бессмертные в человеческом теле. Затем следуют земные бессмертные, и наконец, идут небесные бессмертные. Бессмертные в человеческом теле являются основой для земных бессмертных, а из них уже произрастают небесные бессмертные. — Что нужно практиковать, чтобы стать бессмертным в человеческом теле? — Сначала надо усилить свои ци и кровь, затем создать тело триграммы цянь[3], а затем получить внешнее средство, чтобы добавить его для выплавления внутренней пилюли. Это — то, что зовется бессмертным в человеческом теле. Выплавляй свинец и очищай ртуть, пока они не сформируют киноварь. Изнутри этого появляется истинное ян и выплавляется сокровенный зародыш. Это то, что зовется земным бессмертным. Сокровенный престол возносится в воздух, где висит одна жемчужина. Проглотив ее, человек может стать бессмертным и вознестись к сокровенным вратам. Таковы небесные бессмертные. Однако «формирование пилюли» и «возгонка пилюли» не являются одним и тем же. Свинец, который принадлежит к небесному стволу гуй и свинец, который принадлежит к небесному стволу жэнь — это не одно и то же[4]. Метод выплавления пилюли полностью исходит изнутри меня, а не от других. Возгонка же пилюли связана с партнершей, а не со мной. Говоря о средстве, мы также рассуждаем о гуй и жэнь. Следует сплавлять жэнь, а не гуй. Сама же пилюля должна быть разделена на два и четыре. Два — для получения пилюли, четыре — для комбинирования ее. Свинец и ртуть представляют собой двух участников: половина от меня и половина от моей партнерши. Женское и мужское — это два меча: один это затаившийся тигр, второй — взметающийся ввысь дракон. Таковы мои рассуждения о средстве пилюли.

В тот же период старый чиновник Хэн Лушань пригласил меня остановиться в его доме, и каждый день я вместе с Цюй Юем составлял эту книгу. Когда работа по объяснению девяти этапов практики уже близилась к завершению, Цюй Юй попросил, чтобы мы объявили имя автора, дабы распространилось оно по всей Поднебесной. Меня же беспокоило, что мой Путь еще не до конца достигнут, и было бы неловко открывать его всем. Я всего лишь описал тот Путь, который мой отец-наставник получил от начала и до конца. В начале рукописи я поместил название «Истинная передача золотой пилюли» и с радостью приму замечания людей, наделенных мудростью.

Пускай учение моего отца-наставника, как крики фениксов, как туман и пар, распространится среди людей.

В 43-й году правления под девизом Ванли (1616), годов и-мао, четвертого лунного месяца, сыновья Жучэн и Жуся бьют челом и посвящают ему эту книгу

Цзюань 1. Создание основы

Если меня спросят о первом этапе создания основы,

То отвечу, что человек должен постичь меха и врата сокровенного.

Способность получить ци и кровь партнерши через мой даньтянь — это как раз и есть драгоценное восполнение триграммы Ли через триграмму Кань[5].

Говоря о крови, мы должны познать линии гексаграмм и малейшие части ляна[6], старые и новые.

Когда же мы рассуждаем о ци, следует понять смысл цзы и у[7], вбирания и взращивания.

Этот этап практики может быть завершен за сто дней, когда тело станет воплощением чистой триграммы Цянь (т.е. абсолютного ян — А.М.)

И в этот момент мы уже находимся недалеко от обретения бессмертия в человеческом теле

Примечания

«Создание основы» означает, что тело является основой для пилюли, «создание» же означает укрепление его. «Меха» — это инструмент для создания основы. Это то, о чем говорили в древности: «Для того чтобы создать основу, мы прежде должны осознать меха, а для упражнения себя человек должен использовать истинный свинец». «Сокровенные врата» это вход для пилюли. Кровь соотносится с началом инь, а ци — с началом ян. Оба они приходят снаружи, и мы должны вобрать их в себя в области даньтянь.

Я сам представлен триграммой Ли. Центральная линия в триграмме Ли — прерывистая и соотносится с началом инь. Триграмма Кан представляет твою партнершу. Центральная линия триграммы Кань — целая и соотносится с началом ян. А поэтому вбирание ци и крови моей партнерши в мой даньтянь и означает «восполнение триграммы Ли через Кань»

«Период свежести» крови зависит от времени, а поэтому ты должен познать «линии гексаграмм и малейшие их прерывания». В процессе «вбирание и взращивания» ци тебе стоит сторониться холода и сухости. Поэтому «следует понять смысл цзы и у».

«Завершить упражнения за сто дней» означает, что в этот период триграмма Ли сможет получить среднюю целую линию от триграммы Кань и ты воплотишься в виде чистой триграммы Цянь, [где только целый линии, т.е. абсолютное ян]. Таково начало обретения бессмертия в человеческом теле.

Комментарии

Человек рождается от смешения семени отца и крови матери. После процесса вызревания, он проявляется, обретая физическую форму. Семя-цзин его отца сохраняется в почках, а кровь матери — в сердце. Сердце и почки связаны между собой каналом, а поэтому семя-цзин и кровь возникают вместе из материнского ци. После того, как они сосредотачивались в течение десяти [лунных] месяцев, один лян (50 г.) семени-цзин и крови распространяется по всему телу и плод может быть отторгнут от материнской утробы. После того, как он рождается, он кормится материнской грудью. Грудь, откликаясь на месячные, поднимает ци вверх. Красное обращается в белое, и таким образом инь переходит в ян. Грудь содержит семя-цзин начал инь и ян, а поэтому, когда ребенок сосет грудь, то его семя-цзин увеличивается, а ян возрастает; его кровь увеличивается, и инь возрастает.

Когда время сосредоточения достигает одного года, то количество достигает двух лянов, а за два года — трех лянов, и, наконец, через пятнадцать лет — одного цзиня (ок. 500 г.) И отныне Путь [формирования] мужчины можно считать завершенным.

В этот момент утонченное ци (цзинь ци) достигает своего наполнения и наступает проявление чистого Цянь. Это и зовется «высочайшим могуществом».

И если этот человек получит от последователя [Учения] наставления о том, как упражнять себя, тогда его основа может быть сама по себе сохранена в безопасности и ему не будет необходимости практиковать такие методики, как «укрепление ци», «укрепление крови», «получение Чудесного Средства» или «возвращение пилюли». Он пребывал бы тогда в естественности, будто был бы подвешен между Небом и Землей, управлял бы инь и ян, приводил бы свое сердце в гармонию с ци, а ци — с духом-шэнь, а дух-шэнь обращался бы в пустоту. Его годы жизни равнялись бы возрасту Неба и Земли и были бы бесконечны. «Цантун цзи» говорит: «Величайшее могущество заключено в недеянии. Стремись, не устремляясь специально ни к чему».

На этом же этапе жизни человека увеличивается его знание и рождаются чувства. Когда семя-цзин переполняет его, он не может себя контролировать, когда дух-шэнь приходит к своему расцвету, человеку трудно оставаться недвижимым. Люди принимают ошибки за привычки, а страдание — за счастье. Они трудятся весь день и заняты даже ночами, и все это наносит вред их семени-цзин и крови. В результате всего этого в их чистом теле появляются болезни.

Когда центральная линия триграммы Цянь уходит и входит во Дворец Кунь, она оставляет ее пустой и тем самым перевоплощается в триграмму Ли. Это то, что зовется «понижением мощи». Будучи пустым, необходимо дополнять его до обретения полноты. Избежав этого, необходимо следовать этому и заставить вернуться[8]. Поэтому человек должен использовать метод восстановления и возвращения. Лишь после этого можно вернуть свое тело к состоянию воплощения чистой триграммы Цянь.

Сделай получение основы пилюли корнем для достижения бессмертия. Однако восстановление и возвращение представляют собой два разных метода. «Цантун цзи» говорит: «Нижняя часть занята неторопливыми движениями и должна использоваться постоянно». Поэтому, чтобы усилить ян, необходимо использовать инь, а для того, чтобы усилить инь, необходимо использовать ян. Если бамбук ломается, то другой бамбук используется для его починки. Если человек страдает от недугов, то другой человек используется, чтобы излечить его. Таким образом, каждый восполняется от себе подобного. А поэтому «Цантун цзи» говорит: «Через себе подобного значительно проще заниматься искусством. Но через то, что не подобно тебе, очень сложно достичь чудесных результатов».

«Восстановление» означает укрепление ци и укрепление крови. Изначально ци и кровь не были разделены. Ци, проходя через тело, напитывает и защищает его. Распространяясь повсеместно, ци становится кровью. Когда кровь циркулирует по сосудам, что пролегают через женское лоно, она выбрасывается наружу и вновь превращается в ци. Когда же ци причиняют вред, то и кровь оказывается поврежденной, а когда кровь повреждена, она не может произвести ци. Именно поэтому и следует практиковать «укрепление». Циркуляция ци, будучи неовеществленной, вместе со вдохом и выдохом, входит и выходит из тела. А поэтому следует использовать много методов для укрепления ци. Циркуляция крови, будучи овеществленной, входит в тело и не выходит вновь. А поэтому, следует использовать немного методов для укрепления крови. Человек должен усиливать ци прежде всего из-за его невещественности и сделать так, чтобы оно было в достатке, и лишь затем укреплять вещественность крови. Если ци недостаточно усилено, то и кровь невозможно укрепить. Без укрепления ци и крови невозможно создать основу. Ци — это ци Прежденебесного, которое созидается в тигле Посленебесного. Для того чтобы усилить его следует использовать [методы] «цитры» и «меча». Необходимо также знать правильный день и час, принципы «воды» и «огня». Кровь может принадлежать к Прежденебесному началу внутри тигля или принадлежать Посленебесному началу внутри тигля, которая сама сходит вниз. Для ее усиления также следует использовать [метод] «цитры и меча». Также необходимо различать «старое» и «молодое[9]», «линии гексаграмм» и «малейшие части ляна» Когда усиливаем все это, то наш дух-шэнь вступает в совокупление, но наше тело воздерживается от него. И поэтому, хотя человек кажется, что и совокупляется, но на самом деле нет. Все заключается в том, как вобрать кровь и ци партнерши и соединить с моим семенем-цзин и духом-шэнь, чтобы они образовали собой единое. Таким образом, пустота более уже не пуста, а недостаток более уже не недостаток. Основа для пилюли отныне крепка и последователь может получать средство. Таков первый этап достижения бессмертия.

得 药 第 二

若问如何得药,采铅制伏阴精。

黄婆侣伴要同心,才去安炉立鼎。

虎坐山头有庆,龙眠海底无声,

铅珠滚滚过昆仑,到此名为丹本。

Цзюань 2. Получение средства

Если спросят меня, как получить чудесное средство,

То достигается оно путем сплавления свинца, дабы обуздать семя-цзин начала инь

Желтая госпожа[10] и ее сопровождающие должны обладать единым сердцем

Только тогда можно соорудить печь и установить тигель

Стоит только тигру усесться на вершине горы, то тотчас получишь вознаграждение.

И когда тигр усядется на самой вершине горы — это и будет ответом.

Но дракон еще спит в безмолвии глубин моря

И свинцовая жемчужина катится через горы Куньлунь

Вот в этот момент и можно говорить об «основе пилюли»

Примечания:

«Получение средства» означает чудесное средство Прежденебесного (т.е. того, что существовало до рождения – пер), , которое мы получаем в тигле Посленебесного (того, что появляется после рождения человека - пер). Свинец – это то средство, что мы получаем. Сложно сберечь семя-цзин начала инь в целостности и в полной силе, а поэтому и нужен свинец, чтобы обуздать его. «Желтая госпожа» указывает на внешнюю «желтую госпожу».

«Сопровождающие» указывает на трех Единых [духов]. «Печь» - это еще один компонент, я же явлюсь «тиглем». «Тигра» из-за его природы очень сложно контролировать. Также, как и в гексаграмме Лю («наступление») из «Канона перемен», если кто-нибудь, кто не постиг путь-Дао, попытается схватить [тигра за хвост], то тот укусит этого человека.

Того, кто сидит , контролирует дракон. «Канон перемен» говорит [о гексаграмме «тун жэнь» - «следование людям»]: «сначала единые громко рыдают, а затем смеются». [Комментарий к «Канону перемен» говорит] говорит: «Когда два человека едины, силой своей они могут сломать даже металл».

Слова «тигр, усевшийся на вершине горы» соотносятся с тигром-самцом, что рыкает на вершине чудесной горы. «Ответ» - это отклик Неба звездам и момент рождения чудесного средства.

«Дракон» - это существо, которое способно на бесчисленные трансформации. «Спит» отражает мысль об умиротворении во время созерцания. Говоря о «сне», имеют в виде покой во время созерцания. «Глубины моря» это то, о чем говорит «Цантун цзи» как о «глубочайшей бездне» или [«Учэнь]-пянь» именуют «дном озера». «В безмолвии» означает, что все постигается вне слов.

«Свинцовая жемчужина катится» означает состояние [прохождения по каналам] чудесного средства. «Гора Куньлунь» — это высшая точка тела человека. Но это не та же самая точка, на которую указывает трактат «Учэнь пянь», говоря о «высшей точке нижней вершины», которая также зовется «горой Куньлунь». «Корень» указывает на то, что чудесное средство должно быть укоренено здесь еще до того, как обретет форму.

Комментарии

В самом начале человек получает ци от отца с матерью, от чего и обретает жизнь. После начала практики, человек получает ци от «истинной матери», что и позволяет получить чудесное средство. «Чудесное средство» - это внешняя пилюля, которую получают в тигле Посленебесного. «Получить средство» означает, что следует собрать внешнюю пилюлю из тигля Посленебесного, поместить ее в тело человека и смешать с ци и кровью, которые я пестовал еще до этого для контроля семени-цзин начала Инь и трансформации всего этого в истинную ртуть. После этого тело и дух сливаются воедино.

Когда изначальный исток жизни силен и неизменен, то это и станет лестницей, которая выведет тебя на уровень бессмертных небожителей или пробуждает состояние Будды. Поэтому и говорится, что сосредоточение ци Прежденебесного внутри самого Прежденебесного ведет человека к тому, что он может стать мудрецом или бессмертным. Концентрация ци Прежденебесного внутри Посленебесного ведет к долголетию и продлевает жизнь.

Однако Прежденебесное внутри Послелесного включает в себя как жэнь, так и гуй. Гуй — это начало инь внутри инь, а поэтому это не подходит для получения чудесного средства. А вот жэнь — это начало ян внутри инь, и лишь оно может быть использовано для чудесного средства. А поэтому, когда мы говорим о «выплавлении средства», то используем для этого именно жэнь, а не гуй.

Почему же тигель, в котором справляется пилюля, считается Посленебесным, в том время как само чудесное средство – Прежденебесным? Хотя великий предел— тайцзи уже являет собой начало перворазделения [на Инь и Ян], однако Инь и Ян еще не разделились окончательно и пребывают в изначальном единстве. Поскольку гуй не следует использовать, мы устраняем его с помощью меча самца. Жэнь же следует использовать, и поэтому мы его сплавляем его помощью меч самца

Но если человек не подготовил «Желтую госпожу» и не достиг совершенства в метода свои «цитры и меча», что же он будет делать, когда чудесное средство будет изготовлено? Это подобно тому, чтобы поймать рыбу, сначала следует сплести сеть, а не просто сидеть, нетерпеливо глядя на воду. И поэтому истинное средство, что входит в нас снаружи, принадлежит семени-цзин Прежденебесного, и также малой части изначального ци, которое абсолютно чисто, целостно и неистощимо. Я же в свою очередь, использую свою энергию Посленебесного, чтобы получить это чудесное средство Прежденебесного. Инь устремляется за ян, ян откликается на инь. Инь пытается ускользнуть, но оно заключено в форму, а поэтому не может выйти из-под контроля. Ян устанавливается через инь, но остается незрелым и мягким и не может поэтому сохранить себя.

Поэтому тот, кто стремится к умалению своих желаний, не способен сделать этого прямо сейчас, а тот, кто хочет, чтобы желания его возросли, также не может достичь этого прямо сейчас. Все наше тело с верху донизу будто опьянено или заколдовано страстями и устремлениями. Без помощи Желтой госпожи и ее сопровождающих как можем мы стимулировать «воду инь» и породить «огонь ян». Ртуть, что способна ослабить инь, целиком зависит от этого этапа практики. После того, как ты получил ее три раза, все три твоих киноварных поля- даньтянь наполнятся драгоценностями, а основа для пилюли станет крепкой и надежной. После этого даже те, кому не удалось пройти этап «возгонки пилюли», смогут наслаждаться долголетием и их можно именовать Бессмертными в человеческом обличии. Таков второй этап достижение бессмертия.

 [1] «Обращение вспять — это движение Дао. Ослабление — это использование Дао» («Дао дэ цзин», пар. 40)

[2] Также — «выплавление себя истинного (炼己 лянь цзы)

[3] Триграмма Цянь представляет собой воплощение абсолютного начала ян.

[4] Гуй — десятый знак в системе небесных ветвей, жэнь — девятый знак. Гуй соотносится с женскими месячными, а жэнь — к периоду развития женщины, непосредственно перед зачатием

[5] Триграмма Ли представляет собой последовательность целая линия-прерывистая-целая, т.е. начало ян заключенное в инь и соотносится с мужским началом. Триграмма Кань представляет собой прерывистую линию-целую-прерывистую, и соотносится с женским началом.

[6] Малейшая часть ляна. «Лян» — мера веса ок. 50 г. Именно столько семени-цзин необходимо сосредоточить для начала пути к бессмертию.

[7] Время суток, полночь и полдень соответственно.

[8] Речь идет о возвращении пилюли в даньтянь

[9] Скорее всего, под «старым» подразумевается дневное время, «молодое» ил «свежее» — ночное время, обычно с 11 до 1 часа ночи, когда мир наполняется «свежим ци».

[10] Желтая госпожа (Хуан по) и ее сопровождающие» - даосское алхимическое выражение, означающее внутренние органы, прежде всего селезёнку и органы слюноотделения, а также другие органы. Сама фраза означает установление единой циркуляции ци во всех органх, прежде чем начать алхимические превращения


金 丹 真 传

自 序

金丹真传,余衍父师之绪作也。余师父,故称父曰父师,父师世居齐登黄,生于弘治十七年甲子。髫年好道,历访名山,调息运气。弱冠得秦野鹤先生守中采药结胎出神之法,迄王云谷先生胎息玄关抱一无为之旨。因与李若海结为丹友,圜坐岁余,萦乇几先,道未来事,历历如烛照。若海以为道在矣,而父师以为非阳神冲举之道民。跋涉六年,遇石谷子真人是,授以金鼎火符,玉液炼已、金液炼形口诀,乃返若海庐,重整圜室,毕力修持,然未登卓尔。

每怅一纸千山之隔,一日有安老师者,扶杖而来,形枯神爽,谓父师曰:“可惜此公向上之志,以此修持,恐终弗克。”父师异而问曰:“何谓大道,超出生死”。师徐曰:“金液还丹,修仙作佛,更无别说,必先明真阴真阳真铅真汞,逆来顺去之理,方敢言九转金液还丹之道”。父师请竟其说,安师曰:“物无阴阳,安得自孕?牡鸡自卵,其雏不成,我本外阳而内阴,为离为汞,非得彼之真铅,逆来归汞,何以结圣胎而生佛生仙!彼本外阴而内阳,为坎为铅,非得我之真汞,顺去投铅,何以结凡胎而生男生女!故顺则人,逆则丹;有旨哉,丹经中每每言此丹房中得之,非御女采战之事,家家自有,非自身所有法财鼎器”。赤县神州,外护善地,侣伴黄婆等语。而父师犹未豁然也。

一日记游华山,时遇一神卜头陀,问曰:“何时得师闻道?”陀曰:“安为汝师”三问而三如是答,且曰:“师寻徒易,徒寻师难”。今曰安师之访,适谐卜语,遂与若海殷勤恳作用诀。师曰:“善哉问,汝能为我了生死,吾不靳汝发汇。修仙之节次有九:一筑基,二得药,三结丹,四炼己,五还丹,六温养,七脱胎,八得玄珠,九赴瑶池。初三节可为人仙,中三节可为地仙,后三节可为天仙。大率三候三关,明三仙之口诀,九琴九剑,行九转之工夫,故称九转仙丹也。然筑基不完,不敢得药,炼己不熟,不敢还丹,功行不满,无得玄珠”。凡丹药火候爻铢斤两,老嫩浮沉之旨,一一备悉指示。父师乃恍然悟。与若海执弟子礼,愿卒业焉。退以所言,质诸丹经,无不吻合,因速置丹房器皿,虎龙琴剑。奉安师入室,若海虞丹财不足,复拉其友道轩陈子助不逮。五月而体貌异,九月而得药,二年余而炼己还丹温养事毕。   安师辞去,父师寥寥湖海同二十余年。未获同志,六十始至潞安以初节工夫却垂死病验,遂被缙绅绊留,不得生余弟,八十八生余妹,惟仅仅服后天菊以延其年耳。而外护未获,大药未得,安忍斯道之泯泯乎!乃进余而嘱之曰:“道禁父子相传,虑非其人也,然汝乃法器不可使斯道失绪。”命卜日焚香,盟神毕。授其所为术,每授一节,必痛哭流涕,明其不获己之故。复曰:“汝之为我,其必若我之为安师乎”。余受教毕,怀白周公过访,以语省庵白公,荐诸京师缙绅,会芝岳何公、苍衡汪公辈,助所不给,粗务鼎炉琴剑,行未几,而体貌顿异,惠灵渐启,飘飘有出尘风味。迨年百有六岁,遂厌纷嚣,思超凡境,而余兄弟恳恳留也。复留居数月;乃进余而示以细微,嘱以勇猛。叹曰:“吾今远辞汝去矣,我未了之愿,俱托之汝,道不可轻泄也。汝命岂重于古仙师乎!当鉴之平叔三遭天谴矣”。遂仙去,时危坐一榻,顶有白色,郁郁浮空,异香四彻,乡缙绅及士民,咸惊讶而罗拜焉。   余杜门慕演者三年矣,不欲以父师之传,为淮南旌阳室中物也,遂亲游京畿,广求同志,得以道全形者五六人,形全之后,翩然逐名利去,卒未有求延命术者。壬子抵汴,坊间见《玉洞藏书》,索其人则李楚遇笔也,因邂逅于藩史公署,为莫逆交,而楚遇退不敢当。拜而问曰:“修仙有次第乎?”。曰:“有!初为人仙,次为地仙,终为天仙。人仙者地仙之因,地仙者天仙之自也”。曰:“敢问何以修人仙?”曰:“补完气血,复成乾体,复得外药,结成内丹、此人仙也;采铅炼汞,凝一黍珠,饵之升仙,上朝金阙,此天仙也。然结丹与还丹有异,癸铅与壬铅不同,结丹之法,由我而不由人,还丹之功,在彼而不在己。药论癸壬,癸不采而壬可采,丹分二四,二得丹而四合丹,铅汞两家,半在彼兮半在克,雌雄二剑,一伏虎而一降龙,此丹药之辨也。”时衡麓张公留居邸署:余日与楚以公海内,余虑道未成,难以示人也。因述父师得道颠末,冠诸首,名曰《金丹真传》,就高明者正焉。父师讳教鸾,号烟霞散人。

万历四十三年乙卯,清和月男汝忠、汝孝同顿首拜书 长冶孙汝忠以贞著

筑 基 第 一

若问筑基下手,须明橐玄关。

追他气血过丹田,正是填离取坎。

血辨爻铢老嫩,气明子午抽添,

功完百日体成乾,到此人仙不远。

得 药 第 二

若问如何得药,采铅制伏阴精。

黄婆侣伴要同心,才去安炉立鼎。

虎坐山头有庆,龙眠海底无声,

铅珠滚滚过昆仑,到此名为丹本。